Кафедра ДВС готовит высококлассных специалистов по направлению «энергомашиностроение» – чрезвычайно востребованной отрасли промышленности (это прежде всего автомобильные и тракторные двигатели, авиацинные, тепловозные и судовые двигатели, а также стационарные двигатели для выработки электоэнергии, тепла и холода, перекачки по трубопроводному транспорту природного газа, нефти и для привода различных механизмов в космосе, например двигатель Стирлинга и многое другое).
Сегодня кафедра готовит специалистов трех ступеней обучения:
При этом, абитуриент может самостоятельно выбрать необходимый ему уровень образования.
Качество обучения любой технической специальности определяется тремя принципиально важными составляющими:
То есть, наличие преподавателей (специалистов) соответствующего уровня, у которых есть чему научиться.
Кафедра двигателей внутреннего сгорания ЯГТУ действует уже более 50 лет. За это время здесь сложился коллектив высококвалифицированных преподавателей, инженеров, сотрудников. Высшее образование России сейчас переходит к многоуровневому образованию. Наша кафедра уже почти 10 лет ведет подготовку и бакалавров, и магистров, и инженеров. Это стало возможным благодаря высокой квалификации всего преподавательского состава кафедры.
Абсолютно все преподаватели, которые ведут занятия со студентами, имеют ученые степени доктора или кандидата технических наук. Достаточно сказать, что у нас работают: 7 профессоров, два Заслуженных деятеля науки и техники, два Лауреата государственных премий, Заслуженный машиностроитель и Заслуженный работник высшей школы.
Такой высококвалифицированный преподавательский состав позволил организовать современную и эффективную систему учебного процесса. Некоторые занятия проходят на филиале кафедры, т.е. в лабораториях инженерно-конструкторского центра ОАО «Автодизель». Привлечены к учебному процессу и ведущие специалисты инженерно-конструкторских центров (ИКЦ) предприятий группы ГАЗ. Таким образом на кафедре уже много лет применяется так называемая система обучения «Физтеха». При такой системе у вас появляется возможность получать самые современные знания, учиться у ведущих специалистов отрасли и работать на уникальном оборудовании в научно - исследовательских лабораториях ИКЦ. Достаточно сказать, что и все ведущие специалисты заводов, работающие с нашими студентами на филиале кафедры, также имеют ученые степени доктора или кандидата технических наук.
Представляет несомненный интерес и тот факт, что практически все дипломные проекты и работы, а также магистерские диссертации – это реальные квалификационные работы, выполняемые по заказу предприятий. Студенты получают фундаментальную подготовку по математике, физике, теоретической механике, сопромату, теплотехнике, динамике и прочности машиностроительных конструкций, триботехнике, технологии двигателестроения, электронике и другим базовым инженерным дисциплинам, обучаются современным методам конструирования и расчета двигателей, их диагностике и сервису.
Преподаватели кафедры написали более 15 учебников, по которым обучаются наши студенты. Под руководством ведущих специалистов кафедры над кандидатскими диссертациями ежегодно работают в среднем 7 аспирантов.
Материально-техническое обеспечение, позволяющее студентам изучать объекты и явления, наиболее приближенные к реальным производственным и научным задачам.
Кафедра ДВС организует обучение своих студентов в современных лабораториях, как в стенах технического университета, так и в инженерно-конструкторских центрах предприятий группы ГАЗ(ОАО «Автодизель» и ОАО «ЯЗДА»).
Непосредственно в стенах ЯГТУ действует 10 лабораторий кафедры, в числе которых:
1. Теплотехническая лаборатория. Здесь изучаются разные механизмы передачи тепла.
2. Лаборатория термодинамики. Рассматриваются термодинамические процессы и циклы, реализуемые в тепловых машинах.
3. Лаборатория топлив и смазочных материалов. Здесь испытывают разные топлива, определяют характеристики моторных масел.
4. Лаборатория систем топливоподачи. Здесь испытывают современные топливные насосы высокого давления для дизелей. Осваивают настройку современных систем электронного регулирования двигателей.
5. Лаборатория динамики двигателей. Исследуются динамические процессы в преобразующих механизмах.
6. Лаборатория механики жидкости и газа. Здесь изучают характер движения газов (рабочего тела) при процессе газообмена в тепловых машинах. Рассматриваются также работа турбокомпрессора.
7. Лаборатория регулирования топливоподачи.
8. Лаборатория трения и износа. Здесь изучают прочностные характеристики современных конструкционных материалов, применяемых в энергомашиностроении. Также исследуются процессы трения и износа современных дизелей.
9. Лаборатория современных компьютерных технологий.
10. Лаборатория диагностики двигателя и автомобиля.
Универсальный показатель, характеризующий как известность кафедры и ее уровня обучения на профильных предприятиях, так и багаж знаний и умений, с которым студенты заканчивают учебу.
Необходимо отметить высокую востребованность выпускников кафедры ДВС. Это обусловлено прежде всего наличием в регионе крупных предприятий указанного энергомашиностроительного профиля: ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА» , ОАО «Тутаевский моторный завод», Костромской завод ОАО «Мотордеталь», ОАО «НПО Сатурн», крупные автобазы, теплоэлектроцентрали крупных предприятий, проектные организации.
О высокой востребованности наших выпускников можно судить и по разнообразию мест работы. Места наибольшего применеия выпускников в регионе можно разделить на четыре основные группы:
- Научно исследовательские подразделения предприятий, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения.
Высокий уровень подготовки выпускников позволяет им успешно руководить научными подразделениями предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов. Среди них:
д.т.н., профессор, лауреат государственных премий, Заслуженный работник науки и техники, Кутенев В.Ф., долгое время возглавлял федеральный научный центр НАМИ, сегодня – заместитель директора НАМИ, заведует кафедрой ДВС МАМИ;
д.т.н.Корнилов Г.С., директор по развитию дивизиона Силовые агрегаты группы ГАЗ;
к.т.н. Матросов Л.В., возглавляет направление электроники дивизиона Силовые агрегаты группы ГАЗ;
Шамаль Н.Л, главный конструктор ЯМЗ, директор ИКЦ;
Кузнецов В.К., Воронов Г.В. - заместители главного конструктора ЯМЗ;
руководители научно-исследовательских подразделений ЯМЗ и ЯЗДА: к.т.н. Перепелин А.Ф., к.т.н Бойков Д.В., к.т.н. Федоров С.Н., к.т.н.Курбатов И.А., к.т.н. Богачев С.А., к.т.н.Овчинников С.Н.;
также следует назвать и главного конструктора ОАО"Мотордеталь" к.т.н.Федорова А.А.
Высшие учебные заведения: д.т.н., профессор Яманин А.И., д.т.н., профессор Хрящев Ю.Е., деканы факультетов кандидаты наук доценты Ивнев А.А., Несиоловский О.Г., проректор ЯГТУ к.т.н. доцент Крайнов А.А.., преподаватели различных кафедр ЯГТУ
- Организаторы и руководители производства.
Завьялов А.Н. - директор по производству ОАО «Автодизель»;
к.т.н. Гусев О.А. - начальник цеха ЯЗДА;
Кузьмин А.В.. - директор ОАО «Ярославский шиноремонтный завод»;
Грибанов В.М. - исполнительный директор ОАО «Тутаевский моторный завод";
Хаецкий Г.В. - генеральный директор ЗАО ПК Ярославич;
Кишкинов И.И. - генереальный директор ГУП ОПХ "Григорьевское" и большое число руководителей цехов крупных предприятий.
- Эксплуатация автомобильной техники, стационарных тепловых двигателей.
Воронин В.Н., главный инженер фирмы «Спектр-авто»;
Шляпников В.И. - директор по сервису проекта «Ниссан» фирмы «Спектр-авто»;
Мурзин М.В.- руководитель сервиса проекта «Форд» фирмы «Спектр-авто», а также главные инженеры крупных автобаз.
Большое число выпускников успешно работают в различных службах ГИБДД, например, Сироткин А.В. - заместитель руководителя областного ГИБДД.
- Бизнесмены.
Хаецкий Г.В., совладелец и генеральный директор ЗАО ПК Ярославич;
Ильин А.В., руководитель и соучредитель ЗАО «СТАРК»;
Кузьмин А.В., Потапов П.П., совладельцы и руководители группы компаний;
Также активно и успешно работают в бизнесе Богачук В.Н., Индрупский И.Л., Малканов А.Б. и многие другие.
Павлов Александр Анатольевич |
Направление профессиональной и научной деятельности: e-mail: pavlovaa@ystu.ru |
Жаров Александр Викторович |
Направление профессиональной и научной деятельности: e-mail: zharovav@ystu.ru |
Хрящев Юрий Евгеньевич |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
Яманин Александр Иванович |
Направление профессиональной и научной деятельности: e-mail: yamaninai@ystu.ru |
Ивнев Александр Андреевич |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
Власов Владимир Владимирович |
Направление профессиональной и научной деятельности: e-mail: pavlovaa@ystu.ru |
Перепелин Александр Петрович |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
Елисеев Сергей Васильевич |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
Бойков Дмитрий Викторович |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
Курбатов Илья Геннадьевич |
Направление профессиональной и научной деятельности: |
За 50 лет с момента организации кафедры двигателей внутреннего сгорания (ДВС) было подготовлено более 3500 инженеров. По качеству подготовки специалистов, преподавательскому составу, материально-технической базе, научному потенциалу кафедра ДВС Ярославского государственного технического университета входит в число лучших центров подготовки специалистов по моторостроению в России.
История кафедры тесно связана с развитием производства на моторостроительных предприятиях Ярославского региона и, в первую очередь, на Ярославском автомобильном (моторном) заводе. Разработка новых моделей двигателей и повышение их технического уровня были невозможны без модернизации производства, резкого увеличения объема опытно-конструкторских работ и, естественно, без подготовки молодых, энергичных инженерных кадров.
В 1957 году на кафедре «Энергетики» к.т.н., доцент Н.И.Каретин начал подготовку по организации учебного процесса по новой специальности. В 1959 году после соответствующей реорганизации и была официально создана специальная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания», включившая в себя циклы специальных и теплотехнических дисциплин. На должность первого заведующего кафедрой ДВС был приглашен крупный специалист в области тепловых двигателей и теплоэнергетики д.т.н., профессор А.А.Чирков.
Профессор А.А.Чирков
Для чтения специальных дисциплин были привлечены ведущие специалисты моторного завода: Н.И.Сигал, М.С.Левит, В.А.Иосипчук, Я.Б.Письман и другие.
М.С.Левит |
![]() В.А.Иосипчук |
В том же году на кафедре работали: Е.С.Михайловская, Б.С.Стефановский, ассистент В.А.Васильев ( в дальнейшем декан факультета, заведующий кафедрой ДВС).
И уже в июне 1960 года состоялся первый выпуск инженеров по специальности ДВС. Этот выпуск состоял, в основном, из работников моторного завода, имевших среднее техническое образование , большой производственный опыт, и занимавших инженерные должности в отделах главного конструктора, главного технолога, главного механика и т.д. Возраст студентов был от 25 до 42 лет. Среди первых выпускников можно назвать доктора технических наук, профессора Г.М.Щеренкова и доктора технических наук профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Ф.Кутенева. Он много лет возглавлял Государственный научный центр НАМИ, лауреат премии Совета Министров СССР, президент Рабочей группы по конструкции транспортных средств WP 29 Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, с 1998 года Президент Всемирного Форума по гармонизации требований безопасности к конструкции транспортных средств, с 2000 г по настоящее время заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» по направлению энергетика и энергосбережение, заведующий кафедрой «Автомобильные и тракторные двигатели МАМИ».
Первый выпуск по дневной форме обучения состоялся в декабре 1964 года. Среди тех выпускников: бывший генеральный директор ЯЗДА А.С.Фролов, кандидаты технических наук: В.А.Васильев, В.И.Пикус. На кафедру приглашаются известные специалисты кандидаты наук: Е.А.Скобцов, Ю.В.Захребетков.
С 1965 года кафедрой руководил талантливый организатор, известный ученый, д.т.н., профессор Б.С.Стефановский. В начальный период работы кафедра не имела достаточного количества лабораторных и учебных помещений, кроме лаборатории теплотехники. В этот период моторный завод ( и здесь следует сказать добрые слова благодарности главному инженеру ЯМЗ Евгению Артемьевичу Башаджагяну, генеральному директору, Герою Социалистического труда Анатолию Михайловичу Добрынину) построил дополнительные площади для кафедры ДВС в корпусе «Д» института (ул.Володарского,д.103), площадь корпуса увеличилась почти в два раза. В короткий срок на новых площадях было оборудовано шесть новых лабораторий: топливной аппаратуры, электрооборудования, электрометрии, топлив и масел, кабинет двигателей, их разрезов и узлов, лаборатория двигателей.
![]() А.М.Добрынин |
![]() Е.А. Башинджагян |
Большой вклад в становление и развитие кафедры внесли яркие личности, талантливые ученые, педагоги и организаторы вузовской науки: профессор А.А.Чирков, профессор Б.С.Стефановский, профессор А.М.Смирнов, профессор Е.А.Скобцов, профессор А.И.Исаев, доцент В.А.Васильев, заведующий лабораториями - легендарный летчик, полковник И.Д.Царев. В 70-х годах увеличивается набор студентов на специальность, растет высокими темпами объем учебной работы. Если в шестидесятых годах выпуск составлял по 35 – 40 инженеров, то 1971 году он увеличился до 99; в 1972 году – 105, в 1973 – 109 инженеров. Увеличивается и число преподавателей. На кафедру пришли работать выпускники кафедры: В.Я.Кулев, В.В.Секацкий, В.Е.Гладченко; поступили по конкурсу из других учебных заведений и ведущих предприятий крупные ученые, специалисты: доцент А.И.Исаев, доцент В.Н.Дворкин, Э.Ю.Лящ, доцент Е.И.Блаженнов (сегодня это д.т.н.,профессор, заслуженный деятель науки РФ). Начала работу аспирантура. Кафедрой стал руководить профессор Е.А.Скобцов.
Профессор Е.А.Скобцов
Большую помощь кафедре в практической подготовке инженеров оказывают производственные предприятия, на которых организуется учебный процесс. К его руководству привлекаются наиболее квалифицированные специалисты. Дипломное проектирование максимально приближается к потребностям производства и выполняется по заказу предприятий, что делает разработки студентов актуальными. Тесная работа кафедры совместно с предприятиями создает благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. Дипломное проектирование максимально приближается к потребностям производства.
В 1985 году приказом двух министров Автомобильной промышленности и Высшего образования открывается филиал кафедры на Ярославском моторном заводе. К участию в учебной работе со студентами привлекаются профессор, Заслуженный машиностроитель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, генеральный директор ОАО «Автодизель» В.А.Долецкий, главный конструктор ЯМЗ д.т.н.,профессор, член-корреспондент ВАСХНИЛ Г.Д.Чернышев, заместители главного конструктора: д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии РФ, Заслуженный деятель науки и техники РФ В.Р.Гальговский, к.т.н., доцент Е.П.Слабов, начальники бюро управления главного конструктора к.т.н., доцент Б.Ф.Лямцев, к.т.н.,доцент В.И.Пикус и др. Для учебных целей и работы со студентами широко используются учебный центр ЯМЗ, лаборатории экспериментального цеха, вычислительный центр, цеховые лаборатории, библиотека и читальные залы.
![]() В.А.Долецкий |
![]() В.Р.Гальговский |
![]() Г.Д.Чернышев |
![]() Е.П.Слабов |
Укрепились связи кафедры и с заводами, специализирующимися на разработке и производстве топливной аппаратуры – ЯЗДА, ЯЗТА и др. Более десяти лет, в период расширения производства на этих предприятиях, кафедра вела подготовку инженеров по ДВС со специализацией в области систем топливоподачи и регулирования моторов. Сейчас выпускники кафедры этого направления занимают ключевые должности на этих предприятиях. А выпускник кафедры д.т.н., лауреат Государственной премии РФ, Г.С.Корнилов был назначен первым заместителем директора ГНТЦ «НАМИ», генеральным директором НИИ «Автоэлектроники». В настоящее время доктор наук Г.С.Корнилов работает директором по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» группы ГАЗ.
На кафедру был приглашен крупный ученый д.т.н., профессор А.М.Смирнов, специалист в области авиационных и ракетных двигателей, который и возглавил коллектив.
Профессор А.М.Смирнов
Большое внимание на кафедре уделяется научной работе. В 1967 году на кафедре была открыта аспирантура. Первыми аспирантами стали В.В.Секацкий, Л.Л.Иванов (к.т.н., доцент кафедры ДВС), А.Л.Новенников (д.т.н., профессор), А.В.Жаров (к.т.н., профессор, заведующий кафедрой ДВС) и др.
Выпускниками кафедры защищено более 10 докторских и десятки кандидатских диссертаций. Если в 1965 году из 11 преподавателей только 5 имели ученую степень, то теперь все преподаватели имеют ученые степени и звания. Восемь выпускников кафедры становятся ее преподавателями: д.т.н., профессор, А.Л.Новенников, к.т.н., профессор, А.В.Жаров, д.т.н., профессор, А.И.Яманин, д.т.н., профессор, начальник отдела ОАО «ЯЗДА», Ю.Е.Хрящев, к.т.н., доцент, декан факультета А.А.Ивнев, к.т.н., доцент Л.Л.Иванов, к.т.н., доцент С.В.Елисеев, к.т.н., доцент А.А.Павлов.
А.Л.Новенников
Доктор технических наук, профессор
В это время кафедру возглавил к.т.н., доцент В.А.Васильев, который успешно руководил ею более 10 лет.
В.А.Васильев
Кандидат технических наук, профессор
Возвратился на кафедру теплотехнический цикл учебных дисциплин и вместе с ним на кафедре стали работать кандидаты технических наук доценты: М.П.Дровенникова, В.В.Власов, И.С.Веригин, В.И.Каталов. С должности заместителя главного конструктора ЯМЗ перешел на кафедру к.т.н.,доцент Е.П.Слабов.
С 1992 года по настоящее время кафедру возглавляет к.т.н., профессор А.В.Жаров. К работе на кафедре в рамках работы ее филиала привлечены профессора В.А.Долецкий, В.Р.Гальговский, д.т.н. И.И Самхан, к.т.н., доцент Б.Ф.Лямцев, а также ряд ведущих специалистов моторостроительных предприятий, выпускники кафедры: к.т.н. С.Г.Чухланцев, к.т.н. Д.В.Бойков, к.т.н. Ю.В.Голубев, к.т.н. Л.Т.Кенсман, к.т.н. С.Н.Федоров, к.т.н. А.П.Перепелин, к.т.н. С.А.Богачев. Достаточно сказать, что сегодня на кафедре трудятся семь профессоров, два лауреата Государственных премий, два заслуженных деятеля науки и техники, заслуженный машиностроитель РФ, заслуженный работник высшей школы. Выпускники кафедры ДВС – к.т.н., доценты работают в других вузах, а также на других кафедрах университета: автомобильного транспорта, графики, теоретической механики, прикладной математике и вычислительной технике. Причем следует отметить, что кафедра дала жизнь новой специальной кафедре «Автомобильный транспорт» и была основой для создания Автомеханического факультета.
О высокой востребованности наших выпускников можно судить и по разнообразию мест их работы. Среди выпускников: известные в стране ученые доктора наук В.Ф.Кутенев, Г.М.Щеренков, А.Л.Новенников, А.И.Яманин, Ю.Е.Хрящев, Г.С.Корнилов и другие; руководители крупных инженерно-конструкторских центров: заместитель генерального директора научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке авто-мототехники А.Н.Семенихин, главный конструктор ОАО «Автодизель» Н.Л.Шамаль, главный конструктор Костромского завода ОАО «Мотордеталь» к.т.н. А.А.Федоров; есть и генерал Ю.Д.Данилов, депутат Государственной думы А.А.Сизов, руководитель департамента Администрации Ярославской области А.А.Игнатченко, заместитель мэра г.Ярославля В.В.Величко, заместитель начальника управления ГИБДД УВД по Ярославской области А.В.Сироткин, директор крупной компании «СТАРК» А.М.Ильин, депутат областной думы, генеральный директор ОАО «Ярославский шиноремонтный завод» А.В.Кузьмин и другие достойные и известные люди.
Кафедра располагает хорошей лабораторной базой. В ее составе имеется 14 специализированных лабораторий и кабинетов, широко используются для проведения лабораторных работ и практических занятий моторные боксы ЯМЗ, лаборатории газодинамики, турбонаддува, рабочего процесса, динамики и др.
Составной частью учебного процесса стало участие студентов в научной работе кафедры. Результаты исследований, выполненных студентами, становятся составной частью курсовых и дипломных проектов, магистерских диссертаций, выносятся на студенческие научные конференции, представляются на отраслевые и всероссийские конкурсы и выставки. Многие студенты стали победителями Всероссийских конкурсов и олимпиад. На кафедре все студенты имеют возможность в совершенстве овладеть работой с современными пакетами прикладных программ для ЭВМ. Конструкторская и преддипломная практики организуются в цехах и отделах заводов с учетом способностей и наклонностей студентов, а также их желанием посвятить себя определенному виду производственной или научной деятельности. Работа в течение практически двух лет в определенном трудовом коллективе позволяет предприятиям хорошо познакомиться с возможностями будущих инженеров, сокращает период производственной адаптации молодых специалистов и полностью решает проблемы их трудоустройства.
Плодотворными и безусловно полезными следует считать зарубежные связи кафедры, в частности, с Чешским высшим техническим училищем в г.Прага, продолжавшиеся более 15 лет. Обмен группами студентов для проведения производственных практик расширял кругозор будущих выпускников, способствовал установлению дружеских и творческих связей будущих моторостроителей. У кафедры давние партнерские связи с Высшей технической школой, город Вена (Австрия) и ЕНСМА(Высшая национальная школа механики и аэронавтики, город Пуатье Франция). Интересен и полезен опыт выполнения и защиты дипломных проектов на иностранном языке нашими студентами (А.Н.Никоноров, С.А.Щуров).
На кафедре организована многоуровневая подготовка необходимых стране специалистов: бакалавров, инженеров и магистров по направлению «Энергомашиностроение». Успешно работал докторский диссертационный Совет по защите диссертаций по специальности 05.04.02 – Тепловые двигатели, который возглавлял профессор кафедры ДВС А.И.Яманин. И мы сегодня видим, что абсолютное большинство выпускников смогли реализовать свои возможности в различных сферах народного хозяйства. Особую гордость вызывает геройский поступок нашего выпускника Алексея Чагина, ценой собственного здоровья спасшего жизнь своим товарищам, за что ему и было присвоено высокое звание «Герой России».
Алексей Михайлович Чагин
Герой России
В настоящее время кафедра имеет высококвалифицированный преподавательский состав, отработанную технологию учебной и научной работы, тесное сотрудничество с предприятиями отрасли, ВУЗами и НИИ соответствующего профиля. Кафедра дает студентам глубокие и прочные знания, широкий технический кругозор. Обучение на кафедре ДВС престижно и открывает перед студентами широкие возможности для профессионального роста.